Всеукраїнська акція 'Україна без Тимошенко і Януковича!'
12.02.2011
Про нас
Статутні документи
Регіональні відділення
Пряма мова
Аналітика
Приєднатися
Зворотній зв'язок

Контакти
Адреса:
Україна, м. Київ,
вул. Нагірна, 27-А
Поштова адреса:
Київ 01001, а/с 95

Тел:   044 228-80-80
Факс: 044 489-72-22
Електронна пошта:



Прес-служба:

Телефон:
+38 044 464-05-78
Електронна пошта:
 
 

Вхід на сайт:

Экономическая ситуация в Украине, России, Белоруссии и Польше: сопоставительный анализ

Экономики Украины, России, Белоруссии и Польши после отказа от командно - административной модели имеют существенные различия в своем развитии, что во многом было определено еще первыми шагами рыночных реформ в этих странах. Если в России и Украине эти реформы имели во многом имитационный, а по сути заведомо провальный характер, а в Белоруссии сохранились значительные элементы централизованного регулирования экономических процессов, то в Польше (под прямым давлением Европейского Союза, статья 6-я Соглашения об ассоциации, в которой прямо предусматривался систематический контроль за «прогрессом Польши во введении рыночного хозяйства») реформирование было проведено максимально приближенно к рыночным параметрам ЕС.

Вследствие этого существенно различаются и результаты экономического развития указанных четырех стран за последние двадцать лет. Для базовой оценки экономических показателей наиболее представительным является 1989 году, - как последний год стабильного развития экономик бывшего СССР и входивших в его состав республик.

Окончательные данные по итогам 2009 года до настоящего времени еще не подведены, а исходя из подсчетов на базе статистических источников, в 2008 году ВВП Белоруссии по отношению к 1989 году составил 163,3%, России - 108,0% и Украины - 71,3%. Уровень ВВП за 1989 год был достигнут в Белоруссии в 2003 году и в России - в 2007 году при значительном отставании от этого уровня в Украине.

Необходимо указать, что динамика экономики в этих трех странах также имела значительные отличия. Низшая точка падения ВВП в Белоруссии была зафиксирована в 1995 году (63,4% по отношению к 1989 году), после чего начался стабильный рост (наиболее высокие приросты на 11,4% отмечены в 1997 и 2004 годах). В России падение ВВП продолжалось до 1996 года (58,2%), после чего были достигнуты достаточно весомые приросты ВВП в значительной мере за счет резкого повышения мировых цен на энергоносители (на 10,0% в 2000 году, 7,7% в 2006 и 8,1% в 2007 году с уменьшением до 5,6% в 2008 году). Наиболее длительным среди стран СНГ было падение ВВП в Украине - низшая точка была зафиксирована в 1999 году (39,3% к уровню 1989 года), после чего началось определенное улучшение экономических показателей, - вплоть до начала мирового экономического кризиса.

Сравнительно с Россией и Украиной, экономическая ситуация в Польше является наиболее благоприятной. Польша в рассматриваемый период продемонстрировала довольно устойчивые темпы развития. В 2008 году по отношению к 1989 году ВВП страны составил 175,3%, промышленное производство по отношению к 1990 году - 271,8%. Элементы стабильности были заложены, в отличие от многих других постсоциалистических стран, еще в начале 90-х годов, - с переходом к осуществлению рыночных преобразований. Тяжелые для населения реформы Л.Бальцеровича, хотя и привели к его быстрой отставке, все же смогли заложить необходимую базу для последующего развития страны. Уже в первой половине 90-х годов в результате реальной, а не имитационной (как в Украине, - в интересах будущих олигархов) приватизации была проведена трансформация крупных и средних хозяйственных объектов в частную собственность. И, главное, - заложены элементы их деятельности на конкурентных основах. Именно конкуренция без ее (как у нас) извращения (т.е. без государственного пособничества кланам) способствовала успешной реструктуризации польской экономики с ее адаптацией к внутренним и внешним условиям экономического развития.

Кроме прочего, в Польше была создана одна из наиболее мощных в центральноевропейском регионе система коммерческих банков. В ходе ваучерной приватизации возник массовый средний и мелкий бизнес, в том числе и в реальном секторе. В отличие, например, от Венгрии, в Польше осуществлялась политика не сверхширокого, а дозированного допущения иностранного капитала в национальную экономику с определенным стимулированием его вложений непосредственно в производственную сферу (чего вообще не было в Украине). Характерно, что Польша смогла использовать уже в 90-е годы возможности своего будущего вступления в ЕС - кроме капитала из стран этого интеграционного союза в страну пришли американские, японские и другие прямые инвестиции (например, южнокорейский концерн ДЭУ создал автозавод в Люблине и т.д.) - фирмы этих стран создавали свои филиалы из расчета их будущего пребывания в едином интегрированном пространстве Европейского Союза. В качестве отрицательных моментов необходимо отметить трудности с рядом ранее ведущих отраслей экономики - судостроения, тяжелого машиностроения, отдельных видов химической промышленности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что Польша (благодаря успешной внутренней политике) подошла к кризисному 2009 году в особо благоприятных условиях. Украина же, как мы знаем, установила рекорд по опусканию в кризис. Польша же оказалась единственной страной в регионе ЕС, где не произошло ухудшения экономических показателей в 2009 году. По предварительным данным ВВП за прошлый год увеличился в стране на 1,7% (против 5,0% в 2008 году), хотя промышленное производство впервые после 2002 года сократилось на 1,1%. На 2,0% увеличилось конечное потребление, в том числе на 2,3% индивидуальное потребление. Была в целом сохранена стабильность финансовой системы страны, на 2,8% увеличилось производство в сельском хозяйстве. Сложная ситуация сложилась во внешней торговле - по данным за десять месяцев экспорт уменьшился по сравнению с таким же периодом 2008 года на 12,3%, импорт - на 18,5%. В целом же более благоприятное развитие экономической ситуации в Польше по сравнению с другими странами ЕС будет способствовать усилению притягательности польской экономики для иностранных инвесторов и тем самым повышению динамики ее развития в ближайшие годы. Одним из важных факторов этого может стать усиление процесса переброски в Польшу производств из наиболее развитых, и соответственно «дорогих» стран Европейского Союза.

Для Украины и России характерны были все годы высокие темпы инфляции, невысокий прирост капитальных вложений, высокий рост потребительских цен с меньшим проявлением этих негативных факторов в Белоруссии. Все три страны имеют весьма скромные показатели ВВП на душу населения. В 2007 году 4619 долларов в Белоруссии, и 3049 долларов в Украине (приблизительно на уровне Таиланда и Фиджи), и 9016 долларов - в России (т.е. на уровне Польши с ее показателем 10978 долларов и с разрывом в 4-4,5 раза по сравнению с ФРГ, Великобританией, Францией, и при 8-12-кратном отставании от Норвегии и Люксембурга).

Экономический кризис нанес чрезвычайно жесткий удар по Украине и России, показав крайнюю нестабильность их национального хозяйства, которое находится в чрезмерной зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Россия, однако, проводила более грамотную антикризисную политику, и даже воспользовалась кризисом для модернизации существующих, и создания новых производств. В частности, высокие технологии, апробированные в ВПК, стали все шире передаваться в «обычные»: авиационную судостроительную и другие отрасли промышленности. Более того, в период кризиса военные, в том числе экспортные заказы, сыграли стабилизирующую роль. Министр И.Христенко заявил в январе 2010 года, что российский авиапром смог сохранить свои мощности прежде всего на базе подобных заказов. В середине этого десятилетия правительство России начало осуществлять последовательные меры по преодолению чрезмерной зависимости от импортных поступлений - это коснулось, прежде всего, фармацевтической промышленности, где стали чаще использоваться отечественные наработки в области передовых биотехнологий, а также электроники, приборостроения и т.д.

За январь - сентябрь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года ВВП Украины упал на 15,9%, продукция промышленности - на 29,4% и розничный товарооборот - на 16,2% при определенном оживлении экономической динамики во второй половине этого года (в первом квартале 2009 года падение промышленного производства при отсутствии необходимых предупредительных мер со стороны правительства составило 31,9%, а по данным Госкомстата Украины за весь 2009 год - 21,9%). Крайне неблагоприятным в Украине является падение на 43,7% инвестиций в основной капитал - почти двойное их сокращение неминуемо скажется на показателях динамики экономического развития в последующие годы. Определенным стабилизирующим фактором, который однако зависел не от политики правительства, а исключительно от благоприятных погодных условий, стало сохранение уровня производства в сельском хозяйстве.

В России за три квартала  прошлого года ВВП России упал на 11,8%. Продукция промышленности - на 13,5%, производство сельскохозяйственной продукции осталось практически на прежнем уровне - падение составило 0,8%. В меньшей мере, чем в Украине, произошло уменьшение вложений в основной капитал - на 18,9% за три квартала 2009 года. В меньшей же мере, сравнительно с украинскими показателями, в России за это  период уменьшился розничный товарооборот.

Наименьший ущерб нанес кризис экономике Белоруссии. За три квартала 2009 года ВВП страны упал всего на 0,3% при падении промышленного производства на 4,5% (это падение было связано не только с ухудшением условий продажи товаров на мировом рынке, но с резким ухудшением конъюнктуры в России и, соответственно, - с уменьшением поставок на российский рынок, куда направляется основная часть продукции белорусской промышленности). Продукция сельского хозяйства Белоруссии за рассматриваемые три квартала увеличилась на 2,4% при менее благоприятных погодных условиях сравнительно с Украиной и Россией. На 2,6% увеличился розничный товарооборот. Наиболее положительным показателем для белорусской экономики выступает существенный, вопреки кризису, рост инвестиций в основной капитал - на 14,5%, что позволяет предполагать наличие предпосылок для ускоренного преодоления последствий рецессии.

Различие в динамике развития национального хозяйства этих трех стран до и в период кризиса прямо связано с особенностями их экономических моделей, дополненных наличием или отсутствием рационального использования внешнеполитических и геоэкономических факторов. На протяжении 15 последних дет, после прихода на пост президента страны, А.Лукашенко адаптировал модель к конкретным условиям Беларуси. Сохранение жесткой политики государственного руководства, в отличие от ее чрезмерной либерализации, не является исключительно феноменом Белоруссии. В иных условиях это способствовало преодолению экономического хаоса в таких странах, как Чили, Южная Корея, Сингапур, Китай, и в ряде «новых индустриальных государств» Юго-Восточной Азии. Белоруссия больше всех остальных членов СНГ сумела сохранить свой унаследованный от СССР промышленный и аграрный потенциал, предотвратить массовое закрытие промышленных предприятий, оставить (преобразованные из колхозов и совхозов) крупные сельскохозяйственные объекты. В то же время при прямой правительственной финансовой и материальной поддержке (не точечной и конъюнктурно - одноразовой, как в 2009 году применительно к авиационным предприятиям Украины или харьковскому заводу им. Малышева, а в рамках селективной стабильной и последовательной политики) была проведена реструктуризация промышленной структуры страны. Учитывая запросы внутреннего и внешнего рынка по сравнению с 1990 годом было сокращено производство металлорежущих станков в 3 раза, тракторов - в 1,8 раза, грузовых автомобилей - в 1,6 раза, в 1,5-3 раза - телевизоров, тканей и некоторых других изделий легкой промышленности. Вместе с тем было освоено производство многих видов продукции, которая ранее в Белоруссии не выпускалась - например, троллейбусов, новинок приборостроения, электротехники, радиоэлектроники и т.д. Основу белорусской промышленности составляют крупные объекты, преобразованные в акционерные предприятия, концерны и холдинги, на которых занято около половины трудоспособного населения. Именно они имеют возможность объединить весь цикл от технологических разработок до производства и сбыта, установить широкие кооперационные связи с крупными  российскими  предприятиями. С 2002 года осуществляется концепция поддержки и развития малого предпринимательства, которое служит своеобразным амортизатором в период колебаний экономической конъюнктуры (государственная поддержка способствовала высокой доле малого бизнеса в сфере реальной экономики - в ней занято около 40% их общего количества).

А.Лукашенко умело использует внешнеполитический фактор в интересах стабилизации белорусской экономики. Будучи, наряду с Н.Назарбаевым, наиболее близким партнером современного руководства России, он тем самым обеспечивает расширение возможности доступа неконкурентных на мировом уровне белорусских товаров на весьма емкий российский рынок, осуществляет взаимовыгодную широкомасштабную кооперацию с предприятиями России, получает льготные цены на поставляемые Белоруссии из России энергоносители. В то же время императив приоритета национальных интересов позволяет А.Лукашенко не только обеспечивать собственную позицию по ряду вопросов, но и заставляет Запад надеяться на определенное дистанциирование Белоруссии от российского партнера (это было четко продемонстрировано во время первого за 15 лет «знакового» визита премьера Италии С.Берлускони в конце ноября 2009 года). Такая позиция позволяет предполагать, что А.Лукашенко в последнее время стремится превратить страну в некий мост между Россией и Западом по примеру послевоенной политики президентов Финляндии Ю.Паасикиви и У.Кекконена, заложивших основы экономического процветания этой страны. В качестве примеров двусторонней экономической выгоды от подобной политики можно назвать получение страной в октябре 2009 года 699,5 млн. долларов от Международного валютного фонда, а также сохранение в результате переговоров А.Лукашенко и Д.Медведева в декабре 2009 года льготных цен на энергоносители вопреки стремлению «Газпрома» резко их повысить. В этой связи можно сделать определенное сопоставление с проамериканской и евроатлантической политикой В.Ющенко, холуйство которой позволяла США, НАТО и ЕС никак не компенсировать ухудшение политических и, как следствие - экономических отношений Украины с российской стороной.

Заместитель
председателя партии «Народна влада»
Евгений Филиндаш
 


Прес-служба , 12.02.10
962
 Версія для друку 


Коментарі
© 2009 партія
"Народна влада"
• Головна  • Події  • Дайджест  • Фото  • Аудіо/Відео  • Блоги 
Розробка сайту: Spidy        Дизайн: IVK